13 мая 2020

10 Б литература Домашнее задание на 20.05.2020. 
Дистанционная форма обучения.
Познакомиться с материалами видеоурока 
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4301/main/49102/

Составить конспект урока. Выполненное задание отправить на электронную почту учителя.

Новаторство А. П. Чехова-драматурга
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1. «Новая драма» и её роли в становлении национального театра; 2. Поэтика «драмы настроения» на основе авторских ремарок пьесы «Вишнёвый сад».
Глоссарий
Драма настроения — жанр, в котором нет внешних конфликтов, традиционной завязки, развития действия и решения; определяется тонким психологизмом, глубокими переживаниями, эмоциональностью.
«Новая драма» — историко-литературное явление конца XIX — начала XX веков, связанное с модернизацией драмы и становлением национального театра. В «новой драме» внимание переносится с внешнего конфликта на внутренний, на душевное состояние героев, на атмосферу, настроение.
Подводное течение — внутреннее действие, формирующее чувства и эмоции персонажа, которые исподволь влияют на взаимоотношения героев и сюжет произведения.
Ремарка — указание автора в тексте драматического произведения, касающееся декорации и обстановки, а также поведения героя, его жестов, мимики, интонаций, типа речи и пауз.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Конец XIX — начало ХХ веков является значимым этапом в истории мирового театра. В этот период произошла реформа драматического искусства. В России она связана с творчеством Антона Павловича Чехова и основателей Московского художественного театра — Владимира Ивановича Немировича-Данченко и Константина Сергеевича Станиславского.
Классическая драма держится на действии и на остроте конфликта. И вдруг вместо этого в чеховских пьесах возникают бесконечные разговоры и долгие размышления.
Впервые «Чайку» ставят в Петербурге в Александринском театре 17 октября 1896 года. Зритель не принимает постановку. Публика шумит и возмущается, то и дело раздаётся смех. Актёры в недоумении. Антон Павлович покидает театр, не дождавшись финала. Он твёрдо решает, что больше никогда не будет писать произведения для сцены. Ситуация кардинальным образом меняется 17 декабря 1898 года. Премьера «Чайки» в Московском художественном театре проходит с триумфом.
Режиссёры этого спектакля — Владимир Иванович Немирович-Данченко и Константин Сергеевич Станиславский. Несмотря на серьёзные опасения, Чехов решается на новую постановку. Кстати, именно на репетициях Антон Павлович знакомится со своей будущей женой — актрисой Ольгой Леонардовной Книппер.
На рубеже XIX–ХХ веков пьесы автора составляют основу репертуара Московского художественного театра. В это время выходят «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад», «Иванов».
Не случайно символом МХТ является образ чайки, летящей над волнами. Этот символ напоминает о триумфе чеховской пьесы и рождении режиссёрского театра. Произведения являются яркими примерами «новой драмы». Сквозное действие и ключевое событие теряют своё значение: на первый план выходит атмосфера произведения, созданная не только с помощью реплик героев и обстановки, но и авторского подтекста и скрытых символов. Не только диалог, ремарка, интонация, но даже молчание формирует в «новой драме» контекст, создаёт образ.
Ключом к пониманию подобного типа драмы могут послужить слова Чехова: «На сцене люди обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы».
Исследовательница Татьяна Константиновна Шах-Азизова сравнивает композицию четырёхактных драм Чехова со структурой симфонии. В первом акте после медленного вступления заметно постепенное наращивание событий, появляются новые персонажи, происходит знакомство практически со всеми героями пьесы, с их радостями и горестями. Второй акт замедляет действие; общее настроение связано с лирическими раздумьями, беседами, рассказами героев о себе. Нарастает желание персонажей что-то решить или изменить. Второй акт готовит к кульминации. Третий акт кульминационный. Здесь происходит событие, важное для каждого из героев. В финале всё возвращается в привычное русло. Однако развязки в традиционном понимании нет. Но возникает неприятное ощущение неустроенности.
«Вишнёвый сад» — последняя и одна из самых выдающихся пьес Антона Павловича. В основе сюжета вынужденная продажа имения за долги. Однако это событие вынесено за пределы сценического воплощения, но отношение к нему позволяет раскрыться каждому из героев произведения. Станиславский пишет Чехову о пьесе: «Слышу, как Вы говорите: “Позвольте, да ведь это же фарс” ... Нет, для простого человека это трагедия».
Эта пьеса в четырёх действиях. Первое начинается с обширной авторской ремарки: «Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведёт в комнату Ани. Рассвет, скоро взойдёт солнце. Уже май, цветут вишнёвые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты». Комната, которая уже не выполняет своего назначения, но всё ещё называется «детской», напоминает о прошлом. Так писатель обращается к теме детства. Окна в доме закрыты, несмотря на это, переданы ощущения майского холодного утра в саду. Чеховские ремарки носят литературно-описательный характер. Они необходимы для режиссёрского воплощения атмосферы, которая должна быть отражена на сцене. Герои «Вишнёвого сада» настолько погружены в свои переживания, что диалоги становятся лишь антуражем. Они не слышат друг друга, бросают случайные реплики, не позволяющие выстроить разговор связно.
В пьесе встраивается общий звуковой рисунок. Фон то детализируется, сводится к конкретному акценту, то разрастается до многоголосия. Варя слушает утреннее пение скворцов. Появление на сцене Епиходова сопровождается сильным скрипом сапог. В нескольких сценах он играет на гитаре. Но вдруг в пьесе наступает такая тишина, что слышно бормотание старого слуги Фирса. Звуковой рисунок драматического развития перемежается паузами и символическими деталями, которые усиливают психологическое напряжение и формируют осознание неизбежности происходящего.
Новаторская драматургия произведений Чехова оказала значительное влияние на развитие мировой литературы и театра. И сегодня писатель является символом интеллигенции, пьесы автора ставятся в театрах по всему миру. Его именем назван один из самых престижных международных театральных фестивалей.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
С каким музыкальным жанром исследовательница Т. К. Шах-Азизова сравнила четырёхактные пьесы А. П. Чехова?
Варианты ответа:
с оперой с симфонией с маршем с сонатой
Правильный ответ: с симфонией
Подсказка: и в пьесах А. П. Чехова, и в этом оркестровом жанре наблюдается единство композиции. В первом акте после медленного вступления происходит постепенное наращивание событий; второй акт замедляет действие и готовит к кульминации; третий акт кульминационный, здесь происходит событие, важное для каждого из героев; в финале жизнь возвращается в обыденную колею.
Исследовательница Татьяна Константиновна Шах-Азизова сравнивает композицию четырёхактных драм Чехова со структурой симфонии. В первом акте после медленного вступления заметно постепенное наращивание событий, появляются новые персонажи, происходит знакомство практически со всеми героями пьесы, с их радостями и горестями. Второй акт замедляет действие; общее настроение связано с лирическими раздумьями, беседами, рассказами героев о себе. Нарастает желание персонажей что-то решить или изменить. Второй акт готовит к кульминации. Третий акт кульминационный. Здесь происходит событие, важное для каждого из героев. В финале всё возвращается в привычное русло. Однако развязки в традиционном понимании нет. Но возникает неприятное ощущение неустроенности.
Подстановка элементов в пропуски в тексте
Установите соответствие между актами чеховских пьес и особенностью изображения событий, которые в них происходят.
Правильный ответ:
I акт
медленное вступление, знакомство с героями пьесы.
II акт
замедление действия, лирические раздумья героев, желание что-то изменить.
III акт
кульминация, происходит событие, важное для каждого из героев.
IV акт
жизнь возвращается в прежнюю колею, сохраняется ощущение неустроенности.
Эта пьеса в четырёх действиях. Первое начинается с обширной авторской ремарки: «Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведёт в комнату Ани. Рассвет, скоро взойдёт солнце. Уже май, цветут вишнёвые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты». Комната, которая уже не выполняет своего назначения, но всё ещё называется «детской», напоминает о прошлом. Так писатель обращается к теме детства. Окна в доме закрыты, несмотря на это, переданы ощущения майского холодного утра в саду. Чеховские ремарки носят литературно-описательный характер. Они необходимы для режиссёрского воплощения атмосферы, которая должна быть отражена на сцене. Герои «Вишнёвого сада» настолько погружены в свои переживания, что диалоги становятся лишь антуражем. Они не слышат друг друга, бросают случайные реплики, не позволяющие выстроить разговор связно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий