11 февраля 2021

11 Б урок литературы Андрей Платонов. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО. 

Перейдите по ссылке и просмотрите видеоурок

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3828/main/300787/

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Андрей Платонов (настоящая фамилия писателя — Климентов) был участником всех знаковых событий первой половины XX века: принял участие в революционном движении, в качестве фронтового корреспондента прошёл гражданскую войну, был свидетелем сталинской коллективизации, и, наконец, работал военкором на фронтах Великой Отечественной войны. Безусловно, все эти события нашли отражение в творчестве писателя. Платонов родился в семье железнодорожного машиниста в Воронеже. Учился в церковно-приходской школе, а после — в городском училище. Подростком Платонов работал помощником машиниста, литейщиком на трубном заводе, в ремонтных мастерских. В годы гражданской войны служил в Красной армии.

С 1918 года на страницах воронежских газет и журналов он начинает публиковать свои первые очерки, стихотворения, рассказы, заметки об искусстве, сообщения о литературных диспутах.В 1922 году выходит первая книга стихов Платонова — «Голубая глубина», на которую обращает внимание Валерий Брюсов.

В период «великого перелома» Платонов подвергается гонениям. После прочтения повести «Впрок» Сталин присылает в издательство «Красная Новь» письмо, в котором фактически объявляет писателя врагом народа. Ему отказывают в издании «Чевенгура». Не может быть и речи о публикации повести «Котлован».

Во время Великой Отечественной войны Андрей Платонов работает фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». За время войны он пишет: «Одухотворённые люди», «Рассказы о Родине», «Броня» и «В сторону заката солнца». В послевоенные годы автор снова попадает в немилость советской критики, особенно после опубликования в 1946 году его повести «Семья Иванова (Возвращение)». В последние годы жизни Платонова почти не печатают.

Рассказ-фельетон «Усомнившийся Макар», с которого и начинаются у Платонова проблемы с властью, написан в 1929-м году. Произведение представляет собой сатирическое осмеяние социалистического общества и коммунистических идей, где за формальными бюрократическими действиями по «строительству социализма» никто не замечает потребностей души обычного и одинокого в этом обществе человека. Главные герои рассказа – это люди разных слоёв общества. Деревенский житель Макар Ганушкин «больше любил промыслы, чем пахоту, и заботился не о хлебе, а о зрелищах», имел «порожнюю голову» и мудрые руки. Лев Чумовой – «член государства», формалист и бюрократ, для которого важны не личности, а принципы – считался «наиболее умнейшим на селе». Наивный сельский житель Макар вынужден ехать на заработки в многолюдную Москву – «город чудес науки и техники». Автор рассказывает о жизни героя в столице: во всех казённых учреждениях он получает формальную поддержку и небольшую материальную помощь. В рассказе Платонова композиция кольцевая – замкнутая система, из которой вырваться невозможно: Макар возвращается к тому, от кого ушёл искать правды, ко Льву Чумовому, садится напротив него, складывает свои «деятельные», «умные» руки и начинает решать дела в уме, то есть абстрактно, на словах, а не на деле. Платонов, как и его герой, Макар, усомнился, задумался, и эти раздумья не могли быть поняты как предупреждение власти и народа. Они столкнули маленького человека с бездушным государством. Автор показывает на преступное невнимание к «маленькому человеку».

После публикации рассказа «Усомнившийся Макар» Платонов подвергается резкой критике. Произведение называют анархистским и идеологически двусмысленным. Сталин, прочитав рассказ, назвал его произведение идеологически вредным.

Темы свободы и насилия, мысли и слепой веры, сиротства и одиночества, исторической памяти, этичности науки, взаимоотношений взрослых и детей и многие другие звучат у Платонова в романе «Чевенгур», повестях «Котлован» и «Ювенильное море».

Писатель начинает повесть-утопию «Котлован» осенью 1929 года. В этот период он работает в Наркомате земледелия Воронежской области. После статьи Сталина «Год великого перелома» в стране проводится сплошная коллективизация. Главный конфликт повести – это столкновение мысли и слепой веры. «Мы должны каждого бросить в рассол социализма, чтобы с него слезла шкура капитализма» – пишет Платонов в «Котловане» о способах классовой борьбы. В начале повести главного героя, Вощёва, увольняют «вследствие роста слабосильности и задумчивости среди общего темпа труда».

«О чём ты думал, товарищ Вощёв? – О плане общей жизни… Я мог бы выдумать что-нибудь вроде счастья, а от душевного смысла улучшилась бы производительность. – Счастье произойдет от материализма, товарищ Вощёв, а не от смысла. Мы тебя отстоять не можем… Если все мы задумаемся, то кто действовать будет?». По мнению главного героя, «без думы люди действуют бессмысленно». Ему хочется увидеть некий общий смысл жизни, и эти мысли старается заглушить работой. Вощёв роет с другими котлован для возведения «общепролетарского дома» – гигантского здания, куда планируется переселить весь местный рабочий класс, оставив малые «единоличные жилища» зарастать бурьяном. Люди же в повести Платонова живут страшной и ужасной жизнью, которую даже существованием назвать сложно. Автор постоянно сравнивает их с мертвецами: они живут «без излишка жизни», они «худы, как умершие», падают после работы, «как мёртвые», а иногда и спят в гробах. И бесцельная работа отупляет так, что ни одной мысли просто уже не остаётся. Этот котлован в повести Платонова предстаёт своеобразным символом индустриализации первой пятилетки. В повести мы видим канцеляризмы и словесные штампы советской риторики, которые придают тексту гротескное звучание: «Социалист Сафронов боялся забыть про обязанность радости и отвечал всем и навсегда верховным голосом могущества: “У кого в штанах лежит билет партии, тому надо беспрерывно заботиться, чтоб в теле был энтузиазм труда. Вызываю вас, товарищ Вощёв, соревноваться на высшее счастье настроенья!”».

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Единичный выбор.

После опубликования 7 ноября 1929 г. статьи Сталина «Год великого перелома» в стране развернулась…

Гражданская война;

Кампания по проведению сплошной коллективизации;

Электрификация страны.

Правильный ответ:

Кампания по проведению сплошной коллективизации

Писатель начинает повесть-утопию «Котлован» осенью 1929 года. В этот период он работает в Наркомате земледелия Воронежской области. После статьи Сталина «Год великого перелома» в стране проводится сплошная коллективизация. Главный конфликт повести – это столкновение мысли и слепой веры. «Мы должны каждого бросить в рассол социализма, чтобы с него слезла шкура капитализма» – пишет Платонов в «Котловане» о способах классовой борьбы. В начале повести главного героя, Вощёва, увольняют «вследствие роста слабосильности и задумчивости среди общего темпа труда».

Единичный выбор.

Кем работал А. Платонов в годы Великой Отечественной войны?

Военным врачом;

Политруком;

Военным корреспондентом;

Тыловым служащим.

Правильный ответ:

Военным корреспондентом

Во время Великой Отечественной войны Андрей Платонов работает фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». За время войны он пишет: «Одухотворённые люди», «Рассказы о Родине», «Броня» и «В сторону заката солнца». В послевоенные годы автор снова попадает в немилость советской критики, особенно после опубликования в 1946 году его повести «Семья Иванова (Возвращение)». В последние годы жизни Платонова почти не печатают.

Комментариев нет:

Отправить комментарий