13 ноября 2020

 Дистанционное обучение. Урок русского языка 8 Б класс 13.11.2020

Тема урока: Контрольная работа по теме «Словосочетание. Простое предложение и его грамматическая основа»

Повторим изученное:

1. Словосочетанием называется сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически подчинительной связью.

Не являются словосочетаниями:

1)  Сочетания подлежащего и сказуемого;

2)  Формы сравнительной степени прилагательных и наречий, формы будущего времени, повелительного и условного наклонений глаголов;

3)  Однородные члены предложения, связанные сочинительной связью;

4)  Сочетания со служебными частями речи.

Подчинительная связь в словосочетании выступает в виде согласования, управления, примыкания.

Согласование – это тип подчинительной связи, при которой зависимое слово имеет те же формы числа и падежа, а в единственном числе и рода, что и главное слово. Понаблюдайте: в берёзовую рощу, берёзовой рощи.

Управление – это тип подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом. Например, в словосочетании «читать книгу» зависимое слово должно стоять в винительном падеже, а в словосочетании «восхищаться книгой» – в творительном. При изменении формы главного слова форма зависимого слова не меняется: читал книгу, читаешь книгу, читайте книгу. Управление может быть предложным, например, заплатить за билет, спорить об условиях игры, или беспредложным, например, оплатить проезд, обсуждать условия игры.

Примыкание – это тип подчинительной связи, при которой зависимое неизменяемое слово примыкает к главному только по смыслу. Например, читал как? громко, читал как? очень хорошо. Зависимые слова здесь –неизменяемые наречия.

2. Виды сказуемого в русском языке

Разбор типового контрольного задания

Задание. Соотнесите виды сказуемого и примеры.

Виды сказуемого:

1) простое глагольное

2) составное глагольное

3) составное именное

Примеры:

а) Даль стремился всю жизнь заниматься не только интересным для него, но и полезным для общества делом. (М. Бессараб)

б) В уже подступившей тьме лицо пленного было по-прежнему красиво и так печально.(В. Маканин)

в) Я жаловаться на жизнь не буду. (Л. Филатов)

г) Иосиф думал долго. (А. Рыбаков)

д) Все мои статьи переполнены цитатами из Чехова, Достоевского, Рабле, Свифта, Эразма Роттердамского. (Э. Радзинский)

 Алгоритм выполнения

1. В примерах найти сказуемое.

2. Определить его состав (какими частями речи выражено).

3. Определить вид сказуемого.

4. Установить соответствие между видами сказуемого и примерами.

 Ответ

1) простое глагольное

 

в) Я жаловаться на жизнь не буду. (Л. Филатов) 

г) Иосиф думал долго. (А. Рыбаков)

2) составное глагольное

 

а) Даль стремился всю жизнь заниматься не только интересным для него, но и полезным для общества делом. (М. Бессараб)

3) составное именное

 

б) В уже подступившей тьме лицо пленного было по-прежнему красиво и так печально. (В. Маканин)

д) Все мои статьи переполнены цитатами из Чехова, Достоевского, Рабле, Свифта, Эразма Роттердамского. (Э. Радзинский)

Домашнее задание

Выполнить тест. Результат (ответы) отправить на электронную почту учителя nagieva.z@yandex.ru

1. Прочитайте текст.

(1)Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. (2)Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. (3)К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. (4)Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни. (5)Ландыш представляется мне символом леса.

 Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Кольца наклонились вниз (предложение 1)

2) Мастер придал (предложение 2)

3) Превратятся в бусинки (предложение 3)

4) Камни попали (предложение 4)

5) Ландыш представляется символом (предложение 5)


2. Замените словосочетание «графин из хрусталя», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

3. Замените словосочетание «жизнь моря», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

4. Замените словосочетание «школьный зал», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5. Замените словосочетание «бесперебойная работа», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Напишите получившееся словосочетание.

6. Замените словосочетание «насмешливо глядеть», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 7. Из предложения выпишите грамматическую основу:

В корчме не было ни одной женщины. (Акунин Б.)

8. Из предложения выпишите грамматическую основу:

После вчерашнего небольшого шторма вода сегодня была особенно мутной.(Голубев Г.)

9. Из предложения выпишите грамматическую основу:

Отправив связного с сообщением, Рябинкин велел бойцам выполнять этот его приказ. (Кожевников В.)

10. Из предложения выпишите грамматическую основу:

Одинокая чайка, подхваченная ветром, ослепительно белая в свинцовом небе, косо пронеслась над лесом, ныряя и остро махая крыльями. (Бондарев Ю.)

11. Из предложения выпишите грамматическую основу:

Вскоре отец с матерью ушли на работу. (Мусатов А.)

12 Укажите предложение с простым глагольным сказуемым:

13 Укажите предложение с составным глагольным сказуемым:

14 Укажите предложение с составным именным сказуемым:

15 В каком предложении нет простого глагольного сказуемого?


Комментариев нет:

Отправить комментарий